Лекционный метод преподавания.

Лекционный метод преподавания возник еще в средние века. В то время лекция представляла публичное чтение определенного научного труда, сопровождаемое ограниченными комментариями самого лектора. В дальнейшем происходит эволюция лекции как метода преподавания. Уже в середине XVIII в. лекции приобрели характер систематического изложения учебного материала в логический структурированной форме. Начиная с XIX в. появляются новые методы преподавания, однако лекция остается важнейшим средством донесения научных знаний до обучаемых. Что же такое лекция? Лекция- это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения.

Психологические особенности лекции.

Аспекты психологического анализа лекции:

Лекция должна отличатся содержательностью и научностью, логичностью и доказательностью, информативностью (новизной информации), доступностью. Лекция призвана пробудить интерес к изучаемому предмету, помочь обучаемому сориентироваться в его основных проблемах, вооружить фундаментальными знаниями. Другими словами, лекция должна выполнить не только функцию сообщения знаний, но и изучить мыслить, добывать знания, воспитывать личностные качества.

Современные требования к лекции предполагают, что она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе. Для лучших лекций характерно логичность их структуры, глубокое раскрытие причинно-следственных связей, присущих рассматриваемым явлением, фактом, процессом, отбор иллюстраций с учетом интересов и особенностей конкретной аудитории, выделение главного и полнота разъяснений без перегрузки второстепенной информацией...

Приемы активизации познавательной деятельности обучаемых:

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями, а необходимо учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых.

Психологические приемы управления вниманием обучаемых в ходе изложения лекционного материала:

  1. Голосовые приемы: усиление речи, понижение голоса,  изменение тона, темпа речи, сохраняя при этом логическую стойкость фразы.

  2. Пауза.  Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции способна оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредотачивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации. 

  3. Жест и движение. Указывающий жест, движение в сторону аудитории помогает сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами. Вместе с  тем шаг назад, от аудитории, дает определенную разрядку, воспринимается как определенная информационно-смысловая пауза.

  4. Вопросы, которыми прерывается речь, также активизируют восприятие, заставляя размышлять над аспектами обсуждаемой проблемы вместе с преподавателем.

  5. Обращение к аудитории, повторяемое время от времени, способствует переключению и удержанию внимания.

  6. Неожиданное прерывание начатой мысли и возвращение к ней спустя определенное  время Данный прием способствует генерированию интереса обучаемых в направлении ее  завершения. 

  7. Наглядные средства (эффективный способ переключения внимания например, смена слухового восприятия - зрительным).

  8. Диалог. (применяется если достаточно времени для обсуждения темы).

  9. Одним из наиболее эффективных средств разрядки является юмор.

 Диалоговые формы лекционных занятий

Преимущества лекции- беседы перед традиционном ''монологическим'' в том, что она позволяет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знание. Активность слушателей достигается следующими приемами:

  1. Это вопросы к аудитории.

  2. Приглашение к коллективному исследованию (беглое мозговая атака).

В лекциях- дискуссиях преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы обучаемых на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами. Разумеется, эффект достигается лишь при соответствующем подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлению ею.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Преподаватель должен не только разрешить противоречие, найти правильный ответ на сложный вопрос, но и раскрыть технологию этого процесса, продемонстрировать приемы умственной деятельности. Так как это занимает существенное время то необходима значительная работа по предварительному отбору содержания учебного материала и подготовки ''сценария'' лекции.

Лекции- консультации предпочтительны при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Эти занятия проходят активнее, если обучаемыми задается больше вопросов, которые охватывают широкое предметное содержание.

Программированная лекция- консультация отличается от обычной групповой консультации тем, что  преподаватель сам составляет и предлагает вопросы обучаемым. Ответы обучаемых анализируются а неправильные ответы обсуждаются.

Письменная программированная лекция позволяет освободить преподавателя от необходимости объяснения элементарных вопросов и направляет внимание обучаемых на новейшую проблематику. Первая половина лекции- знакомство с теоретическим материалом, вторая половина- прочитанное комментируется, дополняется преподавателем, проводится дискуссии по некоторым вопросам. В конце лекции обобщается самое существенное, намечаются направления самостоятельной работы обучаемых.

При проведении лекции с применением техники обратной связи используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где имеется возможность с помощью технических средств получить сведения от всей группы обучаемых на поставленный вопрос. 

Таким образом, рассмотренные формы лекционных занятий позволяют в значительной степени активизировать учебно- познавательную деятельность обучаемых.

(Инновации в образовании, №2, март, 2001, стр. 107 - 116).

урок лекция
Hosted by uCoz