Остановимся на отборе задач для тематических зачетов. С этой целью приведем один вариант работы по теме « Неравенства». Она состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательную часть составляют задачи обязательного уровня, за выполнение которых ученик получает отметку «зачтено» , дополнительную часть – более сложные задачи , за выполнение которых ученик может дополнительно получить отметку « 4» или «5» ( в зависимости от объема и качества выполнения этих задач).
В обязательную часть включаются задачи из списка обязательных результатов обучения или аналогичные им. Понятно, что в один вариант невозможно включить все задачи списка. Однако для того, чтобы обеспечить как можно большую полноту проверки, надо шире охватить все группы умений, представленных на уровне обязательной подготовки. В приведенной работе присутствуют все основные умения по проверяемой теме: решение линейных неравенств ( причем предусмотрены случаи деления обеих частей неравенства как на положительное , так и на отрицательное числа, а также необходимость выполнения некоторых тождественных преобразований ), решение систем линейных неравенств с одной переменной, решение систем , записанных в виде двойного неравенства. Поэтому, если ученик справился со всеми задачами первой части работы, то может с уверенностью сказать, что овладел материалом на уровне обязательной подготовки. пример.
Бывают случаи, когда в одном варианте трудно представить все основные группы задач. Такая ситуация часто складывается , например, в геометрии. Так, тема « Сумма углов треугольника», « Прямоугольный треугольник». В последний входят и признаки равенства прямоугольных треугольников. Поэтому, чтобы охватить весь объем содержания , нужны по крайней мере три задачи. Но задачи по геометрии ( даже несложные ), как правило, более трудоемки, чем по алгебре. В связи с этим можно или увеличить время. Отводимое на соответствующий тематический зачет ( например, взять два урока ) , или же пойти по пути составления разных вариантов. В последнем случаи в каждый вариант можно включить две задачи, относящиеся к каким- либо двум из указанных трех фрагментов. Например, в одном из них – задачи на признаки параллельности прямых и сумму углов треугольника, в другом – на свойства углов при параллельных прямых и секущей и признаки равенства прямоугольных треугольников. Важно, чтобы были охвачены все группы задач.
Для такого подхода к составлению вариантов особенно благоприятны условия открытого зачета. Готовясь к зачету ученик знает, что все виды задач войдут в проверку , будут включены в какой – нибудь из вариантов. Какой именно вариант ему достанется , ученик не знает , но ему известно, что , не решив хотя бы одну задачу , он не сдаст зачет. Поэтому учащийся вынужден готовиться по всем обязательным задачам. И опыт показал , что ученики именно так и поступают. В случае сомнений по поводу знаний ученика учитель всегда может на зачете предложить ему еще одну задачу.
Перейдем к характеристике дополнительной части. Основное ее назначение- дать учителю возможность дифференцировать учащихся по уровню их подготовки, а также стимулировать школьников, которым хорошо дается математика , к совершенствованию своей подготовки, развитию формируемых умений. Отметим, что для этой цели нет необходимости обеспечивать полноту охвата материала темы на более высоком уровне. Для выставления ученику повышенной оценки достаточно убедиться в том, что он проявляет полное владение обязательными результатами обучения, т. е. имеет хорошую опорную подготовку, и при этом справляется с решением более сложных задач.
Понятно, что при таком подходе необязательно предлагать всем учащимся аналогичные задания, важно лишь проследить чтобы они были примерно одинаковы по уровню сложности. При подборе дополнительных заданий к зачетным работам , предполагалось , что ученик мог проявить умение решать задачи с большим , чем в обязательных , числом логических шагов, показать или более высокий уровень сформированности материала, или способность применить совокупность умений из различных разделов курса. Так, например, в приведенном зачете по теме « Неравенства» дополнительная часть содержит два задания. Одно из них требует более развитой по сравнению с обязательным уровнем техники решения неравенств. Другое с технической стороны не сложно, но здесь ученику придется найти способ решения задачи, применить знания из предыдущей темы, иными словами проявить определенную умственную инициативу и самостоятельность. Таким образом, некоторые ученики , могут выполнить оба задания, продемонстрировав широту своей подготовки, другие имеют возможность , выбрав задание , проявить себя в том, в чем они сильнее.
Объем зачета, его обязательной части, а также дополнительных заданий, планируется таким образом, чтобы их выполнение было посильно успевающему ученику в отведенное для зачета время.
Можно увеличить число дополнительных заданий, включив резервные и предоставив учащимся возможность выбора.
Необходимо иметь в виду , что к содержанию и уровню сложности дополнительных заданий рекомендуется относиться критически и при необходимости или желании учителя пересматривать их, учитывая особенности класса.
Задания для текущих зачетов отбираются таким же образом, как и для тематических. При этом требуется только разбить тему на смысловые фрагменты, по которым и организовать проведение зачетов. Например, тема « Квадратный трехчлен» при обучении по учебнику «Алгебра –8» (под ред. С. А. Теляковского ) естественно делится на такие разделы: « Разложение квадратного трехчлена на множители», « График функции у = а х2 + в х + с » , « Решение неравенств второй степени. Метод интервалов». В соответствии с этим можно провести три или четыри зачета , разбив, например, второй раздел на две части:
« График функции у = а х2 + в х +с » и « График функции у = а х2 + с ».
При этом можно составить несколько аналогичных по содержанию вариантов для зачета. Это целесообразно при составлении зачета по первому и последнему из указанных разделов. Если же раздел содержит большое число типов задач обязательного уровня, то так же как и в тематических зачетах, при составлении заданий можно составить разные варианты . При этом , однако , важно предусмотреть, чтобы совокупностью вопросов охватывалось все основное содержание подвергаемого проверке материала и чтобы у каждого ученика были проверены основные виды умений. Так, например, проверяя усвоение графика квадратного трехчлена , необходимо проверить умение строить соответствующий график, а также читать его , предложив каждому ученику ответить на один из вопросов:
Определить промежутки знакопостоянства функции,
Найти по графику промежутки возрастания и убывания функции.
пример.
Опыт применения зачетов разного вида показал, что каждый из них имеет свои достоинства.
Так, применение системы текущих зачетов дает возможность в ходе формирования
основных умений получать своевременную информацию об их овладении учащимися
и вовремя устранять возникающие пробелы. Кроме того, некоторым ученикам легче
сдавать материал небольшими порциями. Вместе с тем текущие зачеты не дают объективной
информации об усвоении темы, не нацелены на проверку прочности овладения материалом.
Необходимо также отметить , что хотя каждый отдельный зачет не требует большого
времени на его проведение, но их система, охватывающая весь изучаемый материал,
достаточно громоздка и требует большой дополнительной работы учителя, например,
организации пересдачи для учеников , не справившихся с работой.
Эти недостатки несвойственны для тематического зачета. Поскольку число тематических зачетов в каждом классе за год невелико, то учитель может потратить на проведение необходимое ему время и организовать в ходе зачета тщательную проверку математической подготовки учащихся. Есть и еще аргументы в пользу тематических зачетов. Зачет такого вида представляет собой итоговую тематическую проверку, в ходе которой учащиеся могут продемонстрировать результаты усвоения темы в целом, показать, насколько осмысленно и систематично овладели они изученным материалом. Кроме того, для каждого ученика в силу его индивидуальных особенностей характерен определенный темп овладения учебным материалом: одни ученики быстро усваивают и перерабатывают информацию, другим для этого нужно больше времени. В силу этого дробный текущий контроль не дает объективной информации об усвоении программного материала многими учащимися , фиксируя только промежуточные, часто заниженные по сравнению с конечными результаты. Тематический зачет позволяет проверить знания при завершении изучения темы, когда новая информация « улеглась» и ученики установили взаимные связи и отношения между рассмотренными вопросами.
Опыт проведения позволил увидеть положительный эффект применения зачетной системы контроля обязательных результатов обучения . Прежде всего учителя отмечают, что изменилось отношение многих учащихся, особенно тех, кому трудно дается математика , к учению. Открытость требований, их посильность , возможность повторно ответить неусвоенный материал позволил вовлечь таких учеников в процесс учебного труда. Поднимается их интерес к учению, повышается уверенность в собственных силах.
Вместе с тем условия организации зачетов приводят к тому, что ученику уже не удастся даром , без всяких усилий получить положительную оценку. Многим из них приходится упорно работать, чтобы добиться оценки « зачтено» . Но эта работа приносит результаты и удовлетворение. Учащиеся привыкают трудиться, повышается их чувство ответственности, требовательность к себе. Значительно чаще возникают случаи взаимопомощи, причем не по просьбе или принуждению учителя, а исключительно по инициативе детей.
Учителя отмечают, что применяемая ими зачетная система заставляет вести строгий учет знаний и умений каждого ученика, точно выявлять пробелы в его подготовке. Как положительный факт отмечается повышение объективности оценки « 3».
Необходимо отметить, что направленность на достижение уровня обязательной подготовки никак не помешала обучению сильных учащихся. Напротив, стремление всех учеников к своевременной сдаче зачетов повышает уровень успеваемости класса.
Поэтому учитель может больше внимания и времени уделять решению задач повышенного уровня со всем классом.