Зачеты можно проводить по – разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта , компетентности и состава класса. Опишем возможные варианты. О Остановимся на практике организации тематических зачетов.
1). Тематический зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выделены два урока). Опыт показал, что проведение зачета, не нарушающего привычного хода учебного процесса, удобно, когда в запасе есть еще резерв времени для устранения возможных недостатков в обязательной подготовке учащихся. Поэтому зачет целесообразно проводить за один – два урока до запланированного окончания изучения темы.
2). Зачет может проводиться в письменной или устной форме. Если он проводится письменно, то его организация напоминает обычную контрольную работу: ученик получает задание, выполняет его в отведенное время, сдает учителю, который проверяет работу во внеурочное время и затем раздает учащимся, анализируя результаты выполнения. Отличие зачета от контрольной работы состоит лишь в содержании и необходимости его передачи.
3) При устной форме зачета учащийся , как на устном экзамене, получив задание, некоторое время готовится к ответу по нему. Ученик делает все необходимые записи, но в этих записях не требуется полное письменное оформление работы , как это принято в письменных контрольных работах. Например, при решении геометрической задачи ученик может сделать рисунок и привести необходимые вычисления, все доказанные рассуждения он будет проводить устно. Проверка работы учащихся проводится в ходе урока по мере выполнения ими контрольных заданий. При этом учитель имеет возможность по мере необходимости задать ученику вопросы, уточнить в ходе беседы его подготовку.
При смешанной форме зачета часть учащихся класса можно опросить устно, а остальным предложить выполнить задание письменно и сдать учителю на проверку.
4).Практика показала, что при любой форме проведения зачета наиболее эффективна такая организация, когда ученик уже в ходе зачета или непосредственно после его сдачи узнает результат: успешно ли он справился с работой, какие задачи выполнил неверно и вынужден будет пересдавать.
Для учета выполнения учащимися на зачете обязательных задач учитель ведет специальную ведомость. В ней указываются номера задач (или характеристика содержания этих задач: деление натуральных чисел, нахождение процента числа и т. д. ), выполнявшихся учениками, и отмечается знаком «+» верное выполнение задачи, знаком « – » - задание , с которым ученик не справился.
>Лист контроля <
В дальнейшем в случае успешной пересдачи задания знак « –» заменяется на знак
« +». Заполнять такую ведомость можно в ходе зачета или после его проведения.
Именно такой скрупулезный учет позволяет вести целенаправленную , а не случайную
индивидуальную работу с учеником, следить за его проблемами, восполнять их.
Заслуживает внимания опыт учителей , применявших в своей работе так называемые открытые листы учета знаний , вывешиваемые в классе. Практика показала, что такая организация учета итогов сдачи зачетов служит для учеников мобилизующим стимулом, позволяет следить за своим продвижением, четко знать , из изученного требует доработки.
5) При пересдаче зачета допустимо , чтобы ученик отчитывался за те задания , которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся можно скорее, иначе они будут накапливаться и затруднять изучение последующих тем. Время на такую пересдачу нетрудно выделить непосредственно на уроках. Например, ученику, не сдавшему зачет, на последующих уроках во время проведения опроса или во время самостоятельной работы может быть предложена индивидуальная карточка – задание, содержащая задачи, в которых им были допущены ошибки. В другом случае при устном опросе такой ученик получит задачи из зачета в качестве дополнительного задания.
Опытные учителя большое внимание уделяют анализу результатов зачета. В результате анализа зачетных работ устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями, какие пробелы недочеты следует устранить. Теперь можно наметить , какой материал нужно повторить , какие дополнительные упражнения выполнить с классом, с частью классе, с отдельными учениками и на каких уроках.
6) Опыт показал, что учеников надо специально готовить к зачету. В процессе изучения темы должно отводиться специальное время на формирование и отработку умений решать задачи обязательного уровня. Поэтому при планировании уроков целесообразно предусмотреть такую работу, а в ходе проведения на уроке акцентировать на ней внимание учащихся.
В тетрадях учащихся непременно должны быть записи решений задач обязательного уровня. Необходимо заметить , что записывая важнейшие моменты решения, учащиеся лучше и быстрее запоминают правило, формулу, теорему, усваивают правильную последовательность действий, вырабатывают прочный навык. Кроме того, запись решения опорных задач в тетрадях будет служить ученикам образцом, к которому они могут обратиться при выполнении домашнего задания, при повторении материала, при подготовке к зачету.
Целесообразно, чтобы задания , аналогичные задачам контрольного списка, включались также в домашнюю работу, а проверка их выполнения у средне и слабоуспевающих учащихся была бы обязательной. Такую проверку можно организовать с привлечением сильных учеников.
Конечно, все сказанное не означает, что процесс формирования математических умений ограничивается решением задач обязательного уровня. В ходе обучения ученики решают самые разнообразные задачи, в том числе и более сложные: задачи на установление связей между изучаемым материалом и другими разделами курсов, развивающие задачи и т. д. Однако работа над достижением обязательного уровня должна стать необходимой частью работы каждого ученика.
Для акцентирования внимания учеников на выполнении заданий обязательного уровня учителя использовали ряд организационных мероприятий. У одних учителей задачи контрольного списка или аналогичные им ученики выполняли в отдельных тетрадях, которые перед проведением зачета обязательно проверялись, у других на классном стенде вывешивалась таблица, в которой каждый ученик отмечал номера задач контрольного списка, которые он умеет решать и которые им выполнены в тетради, у третьих -–в классе назначались ученики – контролеры, которые в определенные сроки проверяли у всего класса наличие в тетрадях решения задачи обязательного уровня. Все учителя поощряли учеников, своевременно выполнивших эти задания.
Очевидно, что проверку усвоения материала нельзя ограничивать итоговым тематическим зачетом и полностью откладывать ее до конца темы. При использовании тематических зачетов в ходе изучения темы учителя систематически проверяют знания и умения учащихся в той или иной форме: устный опрос, проведение проверочных письменных работ и т. д. При этом учитель специально предусматривает вопросы и задачи, которые позволяют ему следить, как учащиеся овладевают обязательными результатами обучения. Опытные учителя делают это уже имея предварительную картину успеваемости каждого ученика. Это позволяет им управлять подготовкой учащихся к зачету.
7). Необходимой является работа с родителями. Им надо рассказать , в чем заключается особенность зачетной системы, разъяснить значение базовой математической подготовки для каждого выпускника школы . Родителям важно объяснить , что их поддержка стремления ребенка к сдаче зачетов играет большую роль в его школьных успехах.
Качество обучения в значительной степени зависит от методической системы обучения, от умения учителем использовать ее таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала их творческий потенциал, повышала самостоятельность учащихся, способствовала формированию общеучебных и специальных умений, установлению межпредметных связей, обеспечивала нормализацию учебной нагрузки школьников.
Эффективность обучения зависит от многих взаимосвязанных факторов и прежде всего от правильной его организации. Значительный резерв повышения качества знаний учащихся заключен в оптимальной организации урока, в правильном планировании. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании. В числе причин того, что дети теряют интерес к занятиям , безусловно, надо назвать однообразие уроков. Сама практика подсказывает выход из такой ситуации, предложив альтернативу: творческий подход к построению урока, его неповторимость , многообразие. Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т.е. уметь выстраивать эти приемы в обязательный, соответствующий реальным условиям комплекс. Педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их сочетаний.
Без эффективного контроля за деятельностью ученика нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Поэтому контроль знаний , умений и навыков учащихся должен постоянно находится в центре внимания учителя. Необходимо вести постоянную работу по совершенствованию методов и форм контроля знаний учащихся.