Семинары характеризуются прежде всего двумя взаимосвязанными признаками:
1. самостоятельным изучением учащимися программного материала
2. обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности.
На них ребята учатся
А) выступать с самостоятельными сообщениями
Б) дискутировать
В) отстаивать свои суждения.
Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений учащихся.
Повышению культуры общения.
РАЗЛИЧАЮТ УРОКИ - СЕМИНАРЫ:
По учебным задачам источникам получения формам их проведения…
Знаний
ФОРМЫ:
А) семинары - развернутые беседы
Б) семинары - доклады
В) рефераты
Г) творческие письменные работы
Д) комментированное чтение
Е) семинар - решение задач
Ж) семинар - диспут
З) семинар - конференция и т. д.
Укажем основные случаи когда предпочтительнее организовывать уроки в форме
семинаров:
1. При изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки
учащимися.
2. После проведения вводных, установочных и текущих лекций.
3. При обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме.
4. При проведении уроков, посвященных различным методам решения задач.
выполнения заданий и упражнений и т. д.
Семинар проводится со всем составом учащихся.
Учитель
- заблаговременно определяет тему цель и задачи семинара
- планирует его проведение
- формулирует основные и дополнительные вопросы по теме
- распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных возможностей
- подбирает литературу
- проводит индивидуальные и групповые консультации
- проверяет конспекты.
Получив задание.учащиеся оформляют результаты самостоятельной работы в виде
плана или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов и рефератов.
Семинарские занятия начинаются вступительным словом учителя, в котором он напоминает
задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует на что необходимо обратить
особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы.
Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений,
чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов
и т. д.
Затем учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку
их выступлениям. Подводя итоги:
1. Отмечает положительное,
2. анализирует содержание, форму выступлений учащихся
3. указывает на недостатки и пути их преодоления.
Проведение семинаров может быть частью лекционно- семинарской системы обучения,
расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью
ее применения в такой разновидности деятельности учителя и учащихся, как "погружение".
Выбирая эту форму занятий, преподаватель учитывает
А) подготовленность класса
Б) значимость темы в курсе данного предмета
В) ее доступность для самостоятельного изучения
Г) наличие необходимой литературы для самостоятельной работы учащихся.
Проводятся семинары различных типов. По дидактическим целям одни из них служат
приобретению новых знаний, цель других - повторение, углубление и обобщение
уже пройденного, обучение самостоятельному применению знаний в новых , нестандартных
ситуациях, возможно сочетание обобщения с изучением нового материала.
Методика проведения семинарских занятий также разнообразна. Наибольшее распространение
получили семинары двух типов:
- коллективное обсуждение заранее подготовленных учащимися докладов, рефератов
по теме семинара. На подготовку к семинару необходимо выделить примерно 2 недели.
- Учащимся сообщается тема семинара, его план и вопросы,
- распределяются индивидуальные и групповые задания,
- определяются докладчики (содокладчики) и аппоненты,
- рекомендуется основная и дополнительная литература по каждому вопросу
- организуется самостоятельная работа учащихся по источникам
- готовят доклады и рефераты, планы и тезисы для участия в дисуссии
- учитель проводит консультации для школьников, включает дополнительные вопросы
в домашнее задание.
Семинар ведет учитель.
1. Вступительное слово учителя
- краткая характеристика темы семинара
- актуальность
- цели занятия
2. Во время семинара учитель:
- активизирует познавательную деятельность учащихся
- привлекает их к постановке дополнительных вопросов докладчики
- следит за ходом дискуссии
- поощряет инициативу учащихся по всестороннему обсуждению вопросов, формулировок,
выводов и обобщений.
3. Заключение:
- итоги
- дополняет высказывания учащихся по наиболее важным вопросам
- разъясняет спорные положения
- отмечает наиболее удачные выступления
- оценивает работу учащихся.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ
1. Изучи план, вопросы и задания к семинару. Посмотри рекомендованную литературу.
2. Прочитай текст, сделай необходимые выписки на карточках.
3. При чтении найди в словарях, справочниках , энциклопедиях объяснения значения
новых или недостаточно известных тебе слов.
4. Новые дополнительные сведения впиши в конспект.
5. Продумай и выбери в какой форме ты подготовишь ответ на вопрос. Что это будет
: краткий, сложный план, тезисы, конспект, опорный конспект с удобными для тебя
условными обозначениями, символами, подчеркиваниями.
6. На полях выпиши возникшие у тебя вопросы, или подчеркни, что спросить.
КАК РЕЦЕНЗИРОВАТЬ ОТВЕТ УЧЕНИКА НА УРОКЕ
1. Излагается ли материал последовательно, по плану?
2. Достаточно ли полным был ответ?
3. Доказательными ли были объяснения?
4. Сделан ли обобщающий вывод?
5. Какие допущены ошибки?
6. Грамотной и выразительной ли была речь ученика?