Прежде всего следует сказать несколько слов о структуре лекции. В ней можно выделить три части : введение , основную часть и заключительную часть. Каждая часть имеет свою задачу, способы ее решения , поэтому можно рассмотреть их по отдельности.
Вступительная часть лекции по математике выполняет следующие функции:
1. Заинтересовать материалом лекции, создать положительный эмоциональный настрой.
2. Показать ребятам значимость новой темы и познакомить с основными задачами изучения темы.
3. Установить связь между тем, что изучалось раньше и тем, что будет рассматриваться при работе над новой темой.
4. Включить класс в активную работу на лекции, содействовать установлению контакта между учениками и учителем. Очевидно, что реализация этих функций существенно определяется особенностями класса, учителя, материалом темы.
Далее формулируется задача лекции и переходят к основной части лекции.
Основная часть лекции сопровождается вопросами к классу: « А как вы думаете ?» , « Предложите свой вариант», « Приведите опровергающий пример, попробуйте доказать самостоятельно, повторите доказательство, сформулируйте правило, определение или теорему».
Такие вопросы стимулируют учащихся к активной работе на лекции, помогают им не «выключаться» из процесса познания.
Как бы хорошо ни была подготовлена лекция и как бы ни было высоко желание учителя успеть на уроке изучить целостный кусок учебного материала, он должен прервать лекцию вопросами: « Кому не понятно ? Где не понятно? Кому понятно ?»
Важно, чтобы учитель не просто констатировал понимание или непонимание, а побуждал школьников к тому , чтобы они признавались где и что им не понятно. Когда школьник поднимает руку и просит повторить какое либо утверждение или доказательство всей теоремы учитель ни в коем случае не должен раздражаться. Наоборот, он должен очень доброжелательно и с большим уважением к задававшему вопрос повторить все с начала, но более обстоятельно, после чего не забыть поинтересоваться, удовлетворен ли ученик его ответом. Очень важно создать такую атмосферу на уроках, когда ученики не боятся « ляпнуть глупость» задав любой вопрос, или наоборот, попытаться дать ответ на вопрос учителя, либо товарищей. Пусть лучше учитель не успеет что-то изучить на уроке, чем недовольным тоном прервет ученика, задававшего вопрос, или вовсе не допустит вопроса.
Вопросы учеников на лекции чрезвычайно важны по многим соображениям, но не следует думать, что они появятся сами собой. Учителю следует учить ребят вести себя на лекции. Так, одно из главных правил- на лекциях должны быть вопросы. Способность задавать вопрос является верным признаком активной мыслительной деятельности.
Ученики начинают задавать вопросы на лекциях, если учитель:
А) указывает некоторые направления, в которых можно искать интересные вопросы;
Б) « предоставляет» возможность задавать вопросы;
В) охотно и терпеливо отвечает на все их вопросы;
Г) знает способы стимулирования ребят к постановке вопросов;
Д) создает обстановку , при которой престижно задавать вопрос, а не престижно промолчать в тех случаях, когда что-то непонятно.
Вопросы, последовавшие от ученика на лекции – говорят о том, что ученик мыслит, внимание к вопросу устойчиво.
Наконец вопросы на школьной лекции позволяют учителю обоснованно проявит интерес и понимание к ученику, подчеркнуть момент общности, а также выразить искреннее одобрение. Наличие или отсутствие вопросов на лекциях в школе свидетельствует о демократичности или авторитарности работы учителя.
Очень важно, при подготовке лекции для школьников продумать как вести обучение конспектированию материала лекции.
Учителю важно иметь набор упражнений для учащихся, предназначенных для обучения конспектированию.
В ходе лекции учитель излагает значительно больший материал, чем на других уроках, поэтому необходимо систематизировать знания учащихся. Для этих целей можно использовать различные классификационные схемы, таблицы с обобщенным планом ответов и т. д.
Учитель постоянно должен уделять внимание приемам запоминания: это использование стимулирующих звеньев, мысленное составление плана, выделение опорных пунктов и т. д.
Обучение должно вестись в форме обмена опыта между учениками и учителем.
План лекции.
1. Тема лекции.
2. Задачи обучения , воспитания и развития школьников.
3. Способ обеспечения положительной мотивации.
4. Утверждения, которые будут разбираться на лекции ( по схема, частично, самостоятельно и т. д.)
5. Вопросы обучения поведению, формирование умений, систематизация материала.
6. Содержание и организация самостоятельной работы учащихся на лекции (конспектирование, ответы на вопросы учителя, формулировка вопросов, поиск ошибок и их исправление, выполнение заданий и т. п.).
7. Домашнее задание к следующему уроку и теоретические вопросы выносимые на зачет.
8. Дата зачета, список литературы.
КАКОЙ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ?
Лекция не должна быть пересказом учебника. В школьной лекции присутствуют и эмоции, и повторы, формулировки, отличные от приводимых в учебнике. Возможно также обращение к наглядности, использование цвета и т.д.
Школьная лекция не должна быть монологом лектора. Причем, чем меньше возраст учеников, тем короче должен быть монолог. Лекцию нужно читать при активном участии аудитории. Школьная лекция не должна быть слишком сложной и чрезвычайно насыщенной различными фактами, т .к. нельзя забывать, что ученики не всегда осознают необходимость учебы, не всем математика одинаково дается.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ ?
Урок- лекция – это прежде всего урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок соразмышления учителя и учеников. Он должен быть подготовлен и проведен таким образом, чтобы при рассмотрении целой темы был обеспечен научный уровень изучаемого материала, и, с другой стороны, были бы обеспечены доступность, изящество и красота. Именно в ходе лекции пробуждается интерес школьников к математике.
Таким образом, очевидны следующие требования к школьной лекции.
1. Лекция должна быть интересной и для учащихся и для учителя.
2. Научный уровень лекции должен соответствовать уровню развития учащихся класса, одна и та же лекция не может дублироваться в различных классах.
3. Лекция должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей
4. Тема лекции должна естественным образом вытекать из ранее изученного и прокладывать тропинку к последующему.
5. Лекция должна быть совместным делом учащихся и учителя.
6. Лекция должна быть емкой, целостной, размерной, ритмичной, обстоятельной.
7. Главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны аккуратно на доске и законспектированы учениками.
Важная роль отводится заключительной части лекции. В ней учитель помогает ребятам систематизировать материал, советует им, как работать над материалом темы, останавливаться на некоторых возможных трудностях ребят и т. д.