ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Зачеты отличаются от традиционной контрольной работы и по системе оценивания (используется не пятибалльная , а двухбалльная шкала), и по характеру проведения (предусматривается необходимость пересдачи в случаи отрицательного результата). Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Действительно, обязательные результаты обучения - это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, для выполнения программных требований к математической подготовке учащихся. Поэтому при проверке учителю принципиально важно получить определенный ответ: овладел или не овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне. Иными словами, здесь наиболее естественной является альтернативная оценка «достиг (да)», - «не достиг (нет)». С другой стороны, мало констатировать, что какой-то конкретный ученик не достиг уровня обязательной подготовки. Цель учителя – добиться того , чтобы каждый овладел важнейшими умениями и навыками. Поэтому, если ученик не справился с зачетом , надо организовать доработку соответствующего материала и его повторную проверку.

Перечислим основные положения зачетной системы, выполнение которых делает ее применение наиболее эффективным.

ЗАЧЕТ- это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.

Оценка результатов сдачи зачета осуществляется по двухбалльной шкале: «зачтено», «незачтено».

Зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно.

Каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты.

Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задачи обязательного уровня. В противном случае ( если хотя бы одна задача осталась не решена ) оценка « зачтено» не выставляется. При этом зачет подлежит пересдаче.

Ученик пересдает не весь зачет целиком, а только те виды задач, с которыми он не справился.

При проведении зачетов задачи обязательного уровня , составляющие собственно содержание зачета, могут дополняться более сложными заданиями. За их решение ученику сдавшему зачет, дополнительно выставляется одна из двух отметок – «4» или «5». Таким образом во время зачета можно сочетать проверку обязательных результатов обучения с проверкой на более высоком уровне . Это позволит объективнее и точнее дифференцировать учащихся по уровню их подготовки.

Итоговое оценивание знаний школьника ( за четверть, полугодие, год ) непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной только при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы. Таким образом, даже если все отметки какого- либо ученика «5» , но у него не сдан один зачет, в соответствии с условиями принятой системы не может быть выставлена положительная оценка в четверти. В то же время , если ученик сдал все зачеты, то он не зависимо от текущих отметок имеет право и на положительную оценку в четверти.

Понятно, что ученик может не сдать тот или иной зачет по разным причинам. Это могут быть случайные, косвенные обстоятельства, или по своим индивидуальным особенностям ученик медленнее других овладевает материалом и т. д. Поэтому на практике целесообразно ввести еще одно условие. Если четверть закончена , а ученику необходимо пересдать какие – либо зачеты, то в этом случае можно предусмотреть « отложенную» итоговую оценку. Иными словами, ученик не аттестовывается до тех пор , пока не ликвидирует все долги.

Прокомментируем некоторые из этих положений. Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течении учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставится задача как можно полнее охватить обязательные результаты по этой теме , при этом ученик отчитывается за все темы , изучаемые в курсе.

Может возникнуть вопрос: должен ли сильный ученик сдавать зачет – ведь он , как правило, справляется со значительно более сложными задачами? Конечно, от учителя зависит, принимать или не принимать то или иное положение зачетной системы , сформулированное выше. Однако, опыт применения этой системы на практике говорит о том, что через зачет должны пройти все школьники. Во- первых, обязательное участие в зачете всех учащихся делает его более весомым, заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков. Во- вторых, т.к. результаты зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, было бы неправильно освобождать кого- то от зачета и тем самым ставить учеников в неравные условия. В- третьих, у сильных учеников бывают, и нередко, пробелы именно в основных, фундаментальных умениях. Сосредоточив свое внимание на более интересных для них вопросах, они часто излишне легкомысленно относятся к элементарным опорным задачам. И как показала практика, соответствующие недоработки всплывают именно во время зачета, что позволяет учителю, так и самому ученику своевременно обратить на них внимание. И наконец, ученик, уверенно владеющий опорными умениями, не потратит много времени на выполнение задач обязательного уровня. Поэтому у него есть возможность в ходе этого же зачетного урока проявить себя в решении более сложных заданий и получить одну из повышенных отметок.

Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Оно в большей степени , чем традиционный способ выведения отметок в четверти, ориентировано на конечный результат. Исчезает ситуация, когда тройка за одну тему закрывает двойку за другую. Отметка «3» в четверти совершенно определенно означает , что ученик проявил владение обязательными умениями. На практике изменяется и отношение к отметкам «4» и «5». Учителя более строго подходят к их выставлению, стремятся убедиться в том, что подготовка ученика действительно превосходит уровень обязательной подготовки, что учащийся умеет решать более сложные задачи, отвечать на трудные вопросы.

Таким образом, при оценивании знаний учитывается позитивные достижения каждого ученика, а не недостатки в его подготовке.
Также нам хотелось бы обратить ваше внимание на:

виды зачетов и их содержание;

умение составлять задания;

рекомендации по проведению зачетов, их подготовке и пересдаче.

ГЛАВНАЯ

Hosted by uCoz